Cъемка давно стала привычной частью жизни, а мы все — ее объектами. И все же некоторые не просто не стремятся попасть в кадр, а всеми силами избегают этого. С ними что-то не так?

Среди нас есть те, кто бежит от фотообъектива как от огня. Например, 33-летняя Галина. «Не люблю себя на фото, не потому что считаю некрасивой. Просто между моим представлением о себе и тем, что я вижу на экране или на бумаге, есть заметная разница. И она не в пользу фотографии! По-моему, в жизни я лучше». Лучше в жиз­ни или хуже на фото? Тем не менее, психоаналитик Виржини Меггле (Virginie Meggle) считает такое отноше­ние «скорее признаком настоящей свободы (почему мы должны заставлять себя фиксировать образ, который не нравится?), чем выражением уязвимости».

Я критически отношусь к себе. «Фотография останав­ливает движение и выключает в нас жизнь, — продолжа­ет психоаналитик. — Взгляд на себя в таком застывшем виде вызывает тревогу, особенно у тех, кому недостает доброго отношения к самим себе. Они не видят ничего, кроме недостатков». И не догадываются, что другие мо­гут относиться к ним куда менее критично, чем они сами. «Никто не воспринимает объективно свое тело, которое мы показываем другим, — добавляет Эльза Годар (Elsa Godart), психоаналитик и философ. — Мы смотрим на него изнутри, и на наш взгляд влияет жизненный опыт, сегодняшнее настроение и многое другое». Возможно, пройдет время — и мы сами увидим тот же снимок со­вершенно по-другому.

Не хочу быть объектом. Фотографировать событие или человека — значит превращать их в объекты, которыми можно символически обладать, считала американская романистка Сьюзен Сонтаг. Виржини Меггле не опро­вергает этого: «Первое зеркало, в котором отражается ребенок, это взгляд его матери. Так писал известный дет­ский психоаналитик Дональд Винникотт. Мать, которая внушает уверенность, знает: в конечном итоге предназначение ребенка в том, чтобы больше ей не принадле­жать. Можно выдвинуть гипотезу, что тем, кто не любит фотографироваться, не хватало любящего, нежного, живительного, освобождающего взгляда, который они могли бы впитать. Такие люди были объектами бессознатель­ных мертвящих проекций, лишающих свободы». Для них избегать объектива — значит спасаться от таких проекций и пытаться существовать за пределами взглядов других.

Мне трудно найти свое место. Итак, Галина не любит себя на фотографиях, но она жалеет о том, что ее нет в семейных альбомах, законное место среди родствен­ников пустует. «Отказаться от фото — значит избавить­ся от себя, добровольно вычеркнуть из истории, — счи­тает Виржини Меггле. — И в этом случае следует за­даться вопросом: что же такого есть в этом месте, из-за чего мне так трудно там находиться? В чем именно заключается дискомфорт?» Это и есть та загадка, с реше­ния которой нужно начать, если мы хотим участвовать в современной социальной игре: фотографироваться и фотографировать.

ЧТО ДЕЛАТЬ

Принять себя

В идеале — со всеми недостатками. Правда, для того, чтобы это произо­шло, требуется время и твердое намерение. Также полезно напоми­нать себе, что фотография — это не часть нас самих. Она нас не опре­деляет, и мы не обязаны ей соответ­ствовать.

Стать главным

Почему бы не превратиться из объ­екта в субъект — из предмета изо­бражения в фотографа? Это непло­хой способ самоутвердиться. Можно также попробовать себя в жанре селфи. Так мы получаем фотографию, которая запечатлева­ет не чей-то еще взгляд на нас, а наш собственный. К тому же мы можем выбрать момент, когда сами себе нравимся.

Заключить соглашение

Если близкие хотят вас фотографи­ровать, поставьте условие. Объяс­ните, что у вас особое отношение к съемке, и попросите учесть это. Можете договориться, чтобы вам дали выбрать из серии снимков тот, который больше по душе. Или предупредите, что согласны на раз­мещение снимка в семейном альбо­ме, но не в Facebook. А еще можно попросить сделать его доступным только для определенной группы друзей, а не для всех.