«Фототерапия Джуди Вайзер выводит читателя за рамки обыденного отношения к фотографи­ям, превращая их в источник будоражащего новизной опыта, — отмечает психолог Веро­ника Нуркова. — Психотерапевт провоцирует эмоциональный отклик клиента на фотографию и исследует, как личность смотрящего проециру­ется в изображение. Для этого Вайзер приводит более сотни наводящих вопросов. Отвечая на них, читатель входит в состояние транса (напри­мер, «О чем бы эта фотография хотела спросить меня?» или «Что эта фотография хотела бы в се­бе изменить?»).

Автор предлагает, как работать с существующими фотографиями, так и созда­вать новые (например, «сфотографируйте себя таким, каким вас никто не знает») или исполь­зовать технику «пустых» снимков, когда человек описывает утраченные или отсутствующие в ре­альности фотографии, которых ему «не хватает» для полной картины прошлого.

Однако погружение в виртуальную реальность фотографий становится ловушкой, если проис­ходит отождествление приписываемых изобра­жению проекций с действительностью: Вайзер имплантирует клиентам ложные травматические воспоминания о детстве. Таков случай женщины, испытавшей дискомфорт при виде фотографии сидящего ребенка.

Любая фотография может сделать человека восприимчивым к приня­тию ложных воспоминаний, поэтому необходимо критично отнестись к толкованиям автора. Другой недостаток — отсутствие внятной теорети­ческой базы. Без таких фундаментальных работ по психологии взаимодействия с фотографией, как книги Сьюзан Сонтаг и Ролана Барта, рас­суждения автора оставляют впечатление интуи­тивного поиска.

Описывая разные упражнения, Джуди Вайзер часто повторяет: «Это работает», но не поясняет, в чем конкретно заключается терапевтический эффект применяемых ею прие­мов. И все-таки ее книга — важное напоминание о том, что фотография — это универсальное ору­дие психологического приручения пространства и времени. Взаимодействуя с фотографиями, мы способны поддерживать иллюзию победы в борьбе с отсутствием и забвением. Поэтому прочтите эту книгу и пересмотрите свои фотографии».