Cъемка давно стала привычной частью жизни, а мы все — ее объектами. И все же некоторые не просто не стремятся попасть в кадр, а всеми силами избегают этого. С ними что-то не так?
Среди нас есть те, кто бежит от фотообъектива как от огня. Например, 33-летняя Галина. «Не люблю себя на фото, не потому что считаю некрасивой. Просто между моим представлением о себе и тем, что я вижу на экране или на бумаге, есть заметная разница. И она не в пользу фотографии! По-моему, в жизни я лучше». Лучше в жизни или хуже на фото? Тем не менее, психоаналитик Виржини Меггле (Virginie Meggle) считает такое отношение «скорее признаком настоящей свободы (почему мы должны заставлять себя фиксировать образ, который не нравится?), чем выражением уязвимости».
Я критически отношусь к себе. «Фотография останавливает движение и выключает в нас жизнь, — продолжает психоаналитик. — Взгляд на себя в таком застывшем виде вызывает тревогу, особенно у тех, кому недостает доброго отношения к самим себе. Они не видят ничего, кроме недостатков». И не догадываются, что другие могут относиться к ним куда менее критично, чем они сами. «Никто не воспринимает объективно свое тело, которое мы показываем другим, — добавляет Эльза Годар (Elsa Godart), психоаналитик и философ. — Мы смотрим на него изнутри, и на наш взгляд влияет жизненный опыт, сегодняшнее настроение и многое другое». Возможно, пройдет время — и мы сами увидим тот же снимок совершенно по-другому.
Не хочу быть объектом. Фотографировать событие или человека — значит превращать их в объекты, которыми можно символически обладать, считала американская романистка Сьюзен Сонтаг. Виржини Меггле не опровергает этого: «Первое зеркало, в котором отражается ребенок, это взгляд его матери. Так писал известный детский психоаналитик Дональд Винникотт. Мать, которая внушает уверенность, знает: в конечном итоге предназначение ребенка в том, чтобы больше ей не принадлежать. Можно выдвинуть гипотезу, что тем, кто не любит фотографироваться, не хватало любящего, нежного, живительного, освобождающего взгляда, который они могли бы впитать. Такие люди были объектами бессознательных мертвящих проекций, лишающих свободы». Для них избегать объектива — значит спасаться от таких проекций и пытаться существовать за пределами взглядов других.
Мне трудно найти свое место. Итак, Галина не любит себя на фотографиях, но она жалеет о том, что ее нет в семейных альбомах, законное место среди родственников пустует. «Отказаться от фото — значит избавиться от себя, добровольно вычеркнуть из истории, — считает Виржини Меггле. — И в этом случае следует задаться вопросом: что же такого есть в этом месте, из-за чего мне так трудно там находиться? В чем именно заключается дискомфорт?» Это и есть та загадка, с решения которой нужно начать, если мы хотим участвовать в современной социальной игре: фотографироваться и фотографировать.
ЧТО ДЕЛАТЬ
Принять себя
В идеале — со всеми недостатками. Правда, для того, чтобы это произошло, требуется время и твердое намерение. Также полезно напоминать себе, что фотография — это не часть нас самих. Она нас не определяет, и мы не обязаны ей соответствовать.
Стать главным
Почему бы не превратиться из объекта в субъект — из предмета изображения в фотографа? Это неплохой способ самоутвердиться. Можно также попробовать себя в жанре селфи. Так мы получаем фотографию, которая запечатлевает не чей-то еще взгляд на нас, а наш собственный. К тому же мы можем выбрать момент, когда сами себе нравимся.
Заключить соглашение
Если близкие хотят вас фотографировать, поставьте условие. Объясните, что у вас особое отношение к съемке, и попросите учесть это. Можете договориться, чтобы вам дали выбрать из серии снимков тот, который больше по душе. Или предупредите, что согласны на размещение снимка в семейном альбоме, но не в Facebook. А еще можно попросить сделать его доступным только для определенной группы друзей, а не для всех.